Иранcкое отрицание Холокоста имеет конкретную цель

Иранcкое отрицание Холокоста имеет конкретную цель

Когда-то Иран помогал евреям, но сегодня Холокост — «чушь» в риторике страны, ведь иранcкое отрицание Холокоста имеет конкретную цель

Когда президент Ирана Эбрахим Раиси поставил под сомнение достоверность Холокоста – Катастрофы европейского еврейства, он ничуть не отклонился от генеральной линии своих предшественников. Они все высказывались в том же духе, пытаясь оспорить на этом основании легитимность существования Израиля. Об этом элементе риторики Ирана рассказывает Детали.

После Исламской революции 1979 года отрицание Холокоста стало одним из главных нарративов режима аятолл. Иранские лидеры ставили под сомнение – или полностью отрицали – сам факт постигшей евреев Катастрофы или утверждали, что ее масштабы сильно преувеличены. Для них это было дополнительным аргументом в борьбе за делигитимацию Израиля.

Ежегодно проводимые в Иране конкурсы карикатур на сюжеты отрицания Холокоста вызывали широкое международное осуждение. Но, помимо этого, в иранских государственных средствах массовой информации постоянно появляются материалы, в которых утверждается, что Холокост – это сионистская выдумка, призванная оправдать создание Израиля. В нынешнем году, когда в Израиле отмечали День памяти жертв Холокоста, государственная консервативная газета «Кайхан» поместила на своей первой странице статью, одобряющую логику Адольфа Гитлера, решившего изгнать евреев из Германии.

Если бы нынешний иранский лидер признал, что уничтожение миллионов евреев является исторически обоснованным фактом, это стало бы самым серьезным отступлением от антисионистской политики Исламской республики.

Саид Имами, занимавший в 80-е годыпост заместителя министра разведки Ирана, назвал Холокост «чушью». В 1998 году тогдашний президент Акбар Хашеми Рафсанджани заявил, что история Холокоста бездоказательна и является «сионистской пропагандой». При президенте Махмуде Ахмадинеджаде отрицание Холокоста стало одной из главных тем иранской внешней политики. В 2006 году в Тегеране состоялась международная конференция «Холокост: глобальное видение», в которой приняли участие представители Ку-клукс-клана и неонацистской Национально-демократической партии Германии.

Немецкий политолог Матиас Кюнцель утверждает, что тегеранская конференция стала беспрецедентной не только потому, что она проводилась при государственной поддержке.

«Уникальной была и цель этого мероприятия, – говорит он. – До тех пор отрицание Холокоста сводилось к ревизии прошлого. На этот раз оно было обращено в будущее: таким образом иранские лидеры хотели бы подготовить новый Холокост».

Кюнцель напоминает, что министр иностранных дел Ирана Манучар Маттаки в своей речи заявил:

«Если официальная версия Холокоста вызывает вопросы, то и происхождение и существование Израиля должны быть поставлено под сомнение».

В 2014 году, выступая у мавзолея имама Резы в городе Мешхед, духовный лидер Ирана Али Хаменеи определил Холокост как «событие, достоверность которого неочевидна, а если оно и произошло, то остается неясным, как все было».

Алекс Ватанка, иранист из вашингтонского Института Ближнего Востока считает, что Тегеран использует Холокост в качестве инструмента для делигитимации государства Израиль.

«Иранский режим пытается использовать любую возможность, чтобы оказать давление на Израиль, – говорит он. – А если вы ставите под сомнение Холокост, вы затрагиваете самую основу существования еврейского государства».

Поэтому, утверждает Ватанка, в недавнем заявлении Раиси не было ничего нового. По его мнению, нынешний иранский президент высказался по этому поводу даже мягче, чем некоторые его предшественники.

«Самые резкие заявления в этой связи делал Махмуд Ахмадинеджад, – говорит Джейсон Бродский, представляющий Объединение против ядерного Ирана. – Он называл Холокост мифом. Его преемник Хасан Рухани был более изощренным. Выступая перед западной аудиторией, Рухани отмечал, что Холокост достоин осуждения, но добавлял, что сам он не историк, а история Холокоста требует дополнительного осмысления».

Профессор Тель-Авивского университета, иранист Давид Менашри считает, что не стоит удивляться заявлениям Раиси, учитывая его «удручающий послужной список в области прав человека». Он напоминает, что в 1988 году нынешний иранский президент входил в состав так называемой «комиссии смерти», приговорившей к казни 5000 заключенных.

Менашри также отмечает, что сотрудники службы безопасности Ирана несут ответственность за смерть 22-летней Махсы Амины, скончавшейся 16 сентября 2022 после задержания тегеранской «полицией нравов» за несоблюдение закона о ношении хиджаба.

Меир Литвак, старший научный сотрудник Центра исследования Ирана при Тель-Авивском университете, считает, что путем отрицания Холокоста режим аятолл пытается достигнуть вполне определенных политических целей.

«В Тегеране уверены, что Холокост является единственной причиной, по которой международное сообщество поддерживает существование Израиля, – говорит он. – Следовательно, если вы отрицаете Холокост, вы подрываете основу этой поддержки. Кроме того, в истории Холокоста евреи выступают как жертвы. А во время конфликта вы не можете согласиться с тем, что ваш противник является жертвой или как-то пострадал».

Генеральный директор Антидиффамационной лиги Джонатан Гринблат считает, что отрицание Холокоста используется Ираном как оружие против всех западных демократий, якобы культивирующих ложный миф.

«Кроме того, по мнению иранских лидеров, не только основание, но и дальнейшее существование Израиля оправдывается Холокостом, – говорит он. – Поэтому им так важно подорвать веру в истинность этой истории».

Однако такой позиция Ирана была далеко не всегда. Во время самого Холокоста шахское правительство содействовало спасению 5-6 тысяч евреев из Восточной Европы, оказавшихся на территории Ирана. Оттуда они смогли добраться до подмандатной Палестины. Вашингтонский Музей Холокоста совместно с базирующимся в Лондоне сайтом IranWire пытается донести эти сведения до широкой общественности. Это происходит в рамках «Проекта Сардари», названного так в честь иранского дипломата Абдул-Хусейна Сардари, который во время Второй мировой войны спас жизни нескольких тысяч евреев в оккупированном нацистами Париже.

«Этот проект уже вызвал у многих иранцев интерес к подлинной истории Холокоста, – говорит заведующий международным отделом Музея Холокоста Тэд Штанке. – Мы хотим донести до всех жителей Ирана правдивую информацию о тех событиях, которые отрицают их лидеры».

 

Читайте также:

Хаменеи осуждает беспорядки и винит в них США и Израиль

Лапид: Израиль успешно противостоит ядерной угрозе Ирана

Власти Ирана обвиняют Запад в поощрении протестов

Премьер Израиля Лапид призвал к миру на ГА ООН

Полиция нравов забила девушку в Иране, начались беспорядки

Премьер-министр Израиля против ядерной сделки с Ираном

Хаменеи: если бы РФ не взяла инициативу, Запад начал бы войну

TelegramMessengerTwitterWhatsAppViber